Today :

Not found what you looking for?:

Thursday, April 30, 2009

H5 N1

Несколько последних лет мир напряженно ждет важного события: мутации вируса H 5 N 1, более известного как «птичий грипп». Ученые говорят, что сейчас заразиться этой болезнью можно только т больной птицы. Однако нас постоянно готовят к скорой мутации возбудителя, в результате чего опасная болезнь начнет стремительно распространяться среди людей, вызывая эпидемии в мегаполисах по всему миру...

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и средства массовой информации неустанно подсчитывают число жертв вируса, которых в мире за пять лет (с февраля 2003 года по февраль 2008 года) оказалось 227 человек. Слушая такие известия, скептик обязательно задастся вопросом: «А все ли так плохо, как об этом говорят с экрана телевизора?» Три года назад пугали эпидемией SARS – «атипичной пневмонии». Куда же делась эта болезнь?

Распространение коронавируса, вызывающего «атипичную пневмонию», угасло, так и не вызвав эпидемию даже малых размеров. Однако ООН и Евросоюз тогда проявили обеспокоенность и щедро финансировали ученых и врачей, занимавшихся разработками вакцины от болезни.

Денежные средства вскоре были освоены, шумиха вокруг проблемы поутихла. Но тут появился «птичий грипп» - и вот весь мир снова с ужасом наблюдает за распространением болезни по планете. А ученые и медики, заявляющие о том, что вакцина «вот-вот будет изобретена», тем временем снова получают неплохие финансовые стимулы.

Независимые специалисты, а подчас и ученые с мировыми именами, давно задаются вопросом: а не создается ли проблема искусственно? Ведь государственные бюджеты и фонды крупнейших мировых организаций при наличии угрозы глобального характера щедро поделятся деньгами с теми, кто сможет дать шанс на спасение.

«Ситуация с H5N1 (вирус гриппа птиц) неактуальна сегодня. Он другой уже, он уже не способен убить человека, не способен ввергаться в организм человека»,— сказал Дроздов на пресс-конференции в Новосибирске во вторник.

По его словам, вирус изменился и мутировал.

«Имеются материальные зримые предпосылки к тому, чтобы считать, что H5N1 на какое-то время ушел из зоны актуальности, хотя он по-прежнему выделяется на рынках в Гонконге, и это нормальное событие»,— сообщил Дроздов.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 2003 года вирусом H5N1 заразились 389 человек в 15 странах мира, причем два из трех случаев болезни (246 из общего числа) — закончились смертью. Большинство случаев заражения происходили при прямом контакте с инфицированными птицами.

20.04.2009 Источник: Правда.Ру

Tuesday, April 28, 2009

3007. Культовые фильмы семьи.

Наверное в каждой семье имеются свои культовые или скажем так, топовые фильмы.
Вот пяток наших:
1. Собачье Сердце
двухсерийный чёрно-белый художественный телефильм Владимира Бортко, телевизионная экранизация одноимённого произведения Михаила Булгакова, бытовавшего в самиздате до самой горбачёвской перестройки. Первый показ состоялся 19 ноября 1988 года в эфире Центрального телевидения. Повесть «Собачье сердце» была опубликована впервые в 1987 году (журнал «Знамя»), то есть всего за год до выхода картины на экран.

2. Плакса
Cry-Baby) — музыкальный кинофильм режиссера Джона Уотерса.
  • Джонни ДеппУэйд «Плакса» Уокер
  • Эми Локэйн — Эллисон Вернон-Уильямс
  • Сюзан Тиррелл — Рамона Рикеттс
  • Полли Берген — миссис Вернон-Уильямс
  • Игги Попдядюшка Бельведер Рикеттс
  • Рики Лэйк — Пеппер Уокер
  • Трэйси Лордз — Ванда Вудворд

3. Форест Гамп
Forrest Gump) — девятый полнометражный фильм режиссёра Роберта Земекиса. Поставлен по одноимённому роману Уинстона Грума (1986), вышел на экраны в 1994 году. Наиболее успешный фильм режиссёра как среди зрителей (первое место по сборам в 1994 году), так и среди критиков и профессиональных кинематографистов (38 наград по всему миру, включая 6 премий «Оскар»).

4. Бразилия
Brazil) — знаменитая антиутопия Терри Гиллиама. Считается одним из лучших фильмов 1980-х годов.

5. Город потерянных детей
La cite des enfants perdus)

"Город Потерянных Детей" - необычный фильм. Жене и Каро создали удивительный мир, оживили на экране потрясающую атмосферу готики и сюрреализма. Визуально - это безусловный шедевр и живая классика. Ядовито-зеленая вода и огромные ржавые клепаные поверхности, сумасшедщий ученый, не видящий снов и мозг в аквариуме, сиамские близнецы и наркоман-шарманщик, "подковывающий" блох, связанные цепочки событий, когда слеза, слетевшая с глаза, приводит к кораблекрушению... Юмористическая подача безукоризнено связывается даже с некотрыми страшными картинами. Сюжет же на первый взгляд кажется довольно слабым Однако, послевкусие приходит немного позже. Что хотели сказать авторы картины? Возможно, что наша жизнь - лишь ненормальный хаос случайных событий, а может быть то, что все наши печали и заботы не стоят и отрыжки ребенка в финале? Любой кадр таит в себе сотни планов и замыслов, фильм можно рассматривать как галерею работ художника и размышлять над каждой сценой.

3005. Предисловия

Я не люблю читать предисловия к книгам. Раньше их не читал и сейчас не читаю...
Но тут ранним воскресным утром, попивая кофе и потягивая никотинового убийцу, полистывал книжки, взятые для прочтения у одной из русскоязычных дам.
Книжечки эти были изданы в СССРвские годы и именно поэтому захотелось мне посмотреть, а что интересного и полезного могли в те годы написать в предисловию к роману "Лурд" , что пренадлежит перу "мсьё" Золя.
Я упал. Это анекдот.
Слава господи, что сам Золя этого не читал. В лучшем случае он перестал бы писать, а в худшем
повеселся бы на одном из ближайших столбов.

P.S. Этот пост так и не прошёл в ЖЖ

Wednesday, April 22, 2009

Как слово русское в Лондон попало.

Мужики сказывают, что в давние времена, когда ещё царь Горох царствовал, дядька
Афанасий частенько на своём боте к варягам, в норвежские земли хаживал. Сдружился он
там конунгом ихним. Возьмёт, бывало, дядька Архип пару бочонков бражки онежской, а
она как известно забориста, и в плаванье. Погостить значится. Там они с конунгом, да
с дружиной его, пировали они шибко.

Затем, как протрезвеет дядька Архип, обратно возвращался, с рыбой, да подарками конунговыми.
И так из году в год продолжалось. Всё то он к ним, а они не ногой значится.
Но однажды и варяги к дядьке Архипу пожаловали. Ну, как полагается с бренвином своим.
Ох уж и пировали. Недели три не просыхали. Варяги крепкими мужиками оказались, но
супротив наших слабы были. Как в округе всю брагу выпили, так и обратно
засобирались. Наши то, тоже подарков набрали, да в трюмы грузить, на корабли
воряжские.Таскают значится мужики тюки в закрома корабельные. Торопятся, чтобы гости до непогоды вышли, да дому дошли ещё до осенних ветров. Тюки тяжёлые.
Да бочки перекатные. Споткнётся, кто из мужиков, да и в сердцах: «Ах, ёбъ!» .
выругаются. Да и далее работают. А варяги ходят, да улыбаются.

Конунг то и спрашивает у дядьки Архипа. Что ж это за слово то такое, это «ёбъ»…
Дядька Архип ему и отвечает, что, мол, работа ёбъ. А конунг, довольный покивал, ага
мол, понял «ёбъ – арбейд» Понравилось слово варягам. Загрузили корабли, да и ушли.

Через зиму дядька Архип вновь к конунгу отправился. А когда вернулся, то долго смеялся,
что варяги всю работу теперь словом «ёбъ» называют.
А ещё через пару лет конунг тот со своей дружиной после выпитой браги
онежской шутя город Лондон, что в англицких землях, взял, да так и остался там.
Вот так слово русское по всему миру и расселилось.

2005

РОДИНА.

Родина. У каждого своя РОДИНА. Та Родина, которую мы имели и верили в её вечность и величие канула в лета и символы той Родины считаются дурным тоном или на худой конец приносят кому-то неплохие барыши.
Нас учили называть Родиной одну шестую часть суши. Боже, как это глупо. Что для меня Уссурийск или Норильск? Они так же далеки для меня как Луна. Я могу её видеть на ночном небе, а многие города моей "необъятной и великой" я мог видеть лишь на карте в школьных учебниках. Что я знал или знаю об этих многочисленных и далёких городах и прочих населённых пунктах? Что меня с ними связывало или связывает? Какие воспоминания у меня о них? Да Эстония или Литва для меня более близки, да в конце концов Финляндия о которой у меня есть хоть какие то воспоминания.
У каждого своя РОДИНА. Моя Родина это деревянные дома в многомиллионном городе, среди которых затесался и дом моего деда. Дом, в котором родилась и выросла моя мать, мои тётки и дядья. Дом, коробку которого мой дед поставил за одну ночь, и все, начиная с бабушки и заканчивая самыми малыми детьми, помогали ему в этом. Моя родина это чулан в этом доме, в котором было так прохладно в жаркие летние дни. Или чердачное окошко, из которого я пяти-, семи-, десятилетний доставал, срывал пахнущие свежестью и счастьем яблоки. Или свежевыкрашенные металлические бочки с дождевой водой стоящие в саду. Я отчётливо помню, как в этих бочках кувыркаясь, плавали головастики, как, выдернув морковку с грядки и сполоснув её в этой воде, с наслаждением поглощал этот дар природы. Моя Родина это соседский забор, покосившийся и некрашеный, на котором я любил сиживать или через который мне приходилось порой перелетать с десятком груш за пазухой. Моя Родина это старая черёмуха и вишнёвый сад, где я любил что-то строгать в тени. Моя Родина это голубятня, которая казалась мне просто небоскрёбом. Моя Родина это гастроном в типовой пятиэтажке, где я покупал фруктовое или ягодное мороженое за шесть копеек. Моя Родина это большая семья за одним столом с бабушкиными пирогами с калиной или столом, за которым мы дети наравне с взрослыми лепили пельмени, внимательно слушая их рассказы о предках или разные смешные истории.
Прошли годы.
Семья разъехалась, и уже не лепят пельмени вместе. И нет больше той калины, плоды которой бабушка использовала в пирогах. И нет уже тех бочек в саду, и вишнёвый сад вымерз в одну из зим. А старая черёмуха перестала плодоносить. И вместо старого соседского забора построили новый кирпичный с металлическими прутьями задранными вверх. Да и бабушка с дедом живут теперь в типичном многоэтажном доме в районе новостроек. Без печки и без чулана...
Гастроном теперь выкупили, и там располагается магазин итальянской мебели, а мороженое по шесть копеек представляется для моих детей, так же как для нас тогда представлялись мобильные телефоны.
Пацаны, с которыми мы строгали рогатки или таскали яблоки из чужих огородов, выросли. И у них свои дети с компьютерами и скейтбордами в голове. А некоторых уж нет и в живых.
И однажды, будучи уже взрослым, я попал на пыльный чердак старого дедова дома и нашёл там свои старые игрушки и книжки. Мои любимые игрушки и мои любимые книжки. Я сорвал яблоко из чердачного окошка и съел его, наслаждаясь своим возвращением на РОДИНУ, очень кратким, но таким сладким ВОЗВРАЩЕНИЕМ. И тогда на чердаке рассматривая мои потёртые игрушки и листая книжки, знакомые до боли с яблоком в руке я понял, что это мой последний визит на РОДИНУ. Моя РОДИНА перестала существовать. Она стала мифом. Больше ни что не держало меня.
Я строю РОДИНУ. Не для себя, а для своих детей. А моя РОДИНА всегда при мне и ни что не вырвет её у меня.

2003 ноябрь Норвегия.

© Copyright Сафин Эд

Лучшее снотворное

ЛУЧШЕЕ СНОТВОРНОЕ

Да, годы.... Что может так влиять на некогда здоровый сон, как не годы. Раньше, бывало напрыгаешься, а что не прыгать коль энергия через край, завалишься и сразу сон одолевает. А теперь? Ворочаешься с боку на бок, в голову думы всякие лезут. Кажется, ну серьёзные, аж вся дальнейшая жизнь от этих думок зависит. А по утру то.... Ерунда всякая. И минуты потраченной не стоит.
Не идёт сон старику.
Но вот подвернулась мне однажды в газете "Одинокий рыбак" статейка. В статейке той говорилось как раз о стариковских проблемах. В том числе и о сне. На тему сна известный психолог , уж и имени то не припомню, рассуждал. Этот самый психолог и совет дал, что коль бессонницей мучаемся, то лучшее средство это справочник телефонный почитать в кровати лёжа. Я людей учённых уважаю, и совет светилы международной психиатрии воспринял в серьёз.
И вот в первую же ночь, вооружившись толстенным притолстенным телефонным справочником, решил я воплотить совет в жизнь и проэксперементировать на себе чудодейственное усыпительное средство. Открыл его, справочник, на первой попавшейся странице и принялся за чтение. И каждая фамилия и имя вызывало во мне бурю воспоминаний.
Йорген Паулсен

Паулсен Йорген , Мелкевей 16, 6788909.
Да ведь это же сын старого морского волка Пауля Паулсена , пусть земля ему будет прахом. Кто ж не знает сынка старика Пауля, он же у них с Анной единственный был. Не дал бог им детей больше. Болела Анна после того как в горах от немцев скрываясь, хворь простудную подхватила. С тех пор и болела она сильно, да и умерла вскорости. Пауль с маленьким Йоргеном один остался. Сам в море, а мальчонка один. Своенравным рос, но добрым, безобидным вовсе. Пауль всё замену из него сделать хотел на старости лет, рыбацкому мастерству обучить сына. Но Йорган наотрез отказался от обучения. Запах трески ему видишь ли с детства противен. А когда отец силой хотел заставить, то угнал он машину у булочника Ханса и с дружком своим Пером укатил в Берлевог, перед девчёнками тамошними порисоваться. Там то он и познакомился с Мэттой, что позже стала женой ему и двойню принесла. Но в те то времена Йорген с пьяным Пером носились по Берлевогу, до тех пор, пока бензин в баке не закончился. У нас то вся полиция на ноги встала, когда булочник о пропаже машины заявил. Булочник то уважаемым человеком в городе был. Так что когда Пауль в полицию пришёл о пропаже сына заявить, то от него просто отмахнулись, типа что и сам найдётся сынок его.
Досталось тогда Йоргену. Хансу то, как с гуся вода, а Йорген переживал. Когда губернский пристав приехал Йоргена аристовывать, то булочник стеной встал - "Не воровал он машины моей. Я сам дал, да запамятовал..."
Когда пристав с нисчем уехал, то Ханс так и сказал, что не было у нас в городишке людей за воровство посаженных не при его прабабке не позже и при нём Хансе не будет.
А в наказание придумал Йоргену отцу в море в течении года помогать и обещание с него взял, что отлынивать не будет. День в день Йорген обещание держал. А после, как срок закончился, пожитки свои собрал и с первым же пароходом в Тромсё уехал.
Вернулся Йорген только лет через пять. Одежда на нём новенькая, не издешёвых, штиблеты модные по тем временам.
Пауль к тому времени совсем состарился. Говорить стал мало,а всё на кайе сидел и вздыхал, думы думал, толи об Анне тосковал, а может и Йоргена...
А Йорген как приехал, так сразу с ходу и заявил отцу, что нет больше нужды в море ходить, что с этого дня может старый Пауль делать всё, что вздумается ему.
Йорген ныне в городе нашем магазинчик модной одежды содержит, дом хороший построил, дети не наглядеться, да и жена, что подарок. А дружок его, Пер, с тем с которым Йорген в Берлевог ездил, спился, да так пьяным и замёрз в пургу лет десять назад. Так вот бывает.

Вильям Виль

Виль Вильям, Хавнагата 41, 6788913. Когда аэропорт строить задумали, Вильям, в ту пору офицер, первым эту идею поддержал и народ собрал на площадь центральную. Споров то много было. Противники авиасообщения говорили, что аэропорт рядом с городом крайне опасная штука, так как самолёты имеют тенденцию падать на дома ничего не подозревающих норвежцев. А ещё противники поговаривали, что количество шума увеличится в сотни раз, что неминуемо приведёт к росту числа плохослышащих людей и невероятному числу детей с явными психическими отклонениями.
Что на это отвечали сторонники я думаю каждому понятно.
Аэропорт в конце концов построили и теперь из нашего захолустья в Осло или в Берген за считанные часы добраться можно. А всё Виль. Он тогда подписи собрал, да в Стуртинг самолично отвёз.
Но я то Вилли по другому случаю помню. Мы же с ним вместе службу начинали. Я матросом, а он в то время как раз Высшую Королевскую Мореходную Академию заканчивал. Вот мы и познакомились на службе. Он тоже матросом там драил, практиковался или чего уж там... Денег то в то время у него не водилось, так он по крохам собирал, во всём себе отказывал. Как сейчас помню, все на берег пива попить, Вилли на борту остаётся и уговоры его не сломят. А всё потому, что загорелось Вильяму видите ли ботинки из кожи крокодила прикупить. Прям, аж иссох весь. Ночами спать спокойно перестал.
И вот как то пришли мы в Берген, только пришвартовались, а Вилли уже у капитана Енсена, в город просится. Совсем на Вилли непохоже. Капитан Енсен его конечно отпустил. Так того, что ветром сдуло.
Четыре часа мы в Бергене стоять должны были, те четыре часа как четыре минуты пролетели. Все уж на борту, а Вилли нашего нет. Боцман Хилдонен даже покрикивать начал на нас, чего раньше не случалось.
И вот буквально за пару минут до того как мы отчалить должны, бежит по причалу Вилли, а в руках свёрток держит и улыбается, от счастья сверкая.
На палубу взлетел и сразу боцману доложился. Пока не отошли все Вилли обступили...
А он из свёртка башмаки свои новые достал. Туфли из крокодила, полированные на солнце сверкают. Все восторгаются... . Но тут свисток боцмана команду подал.
Все сразу к своим местам кинулись и Вилли со всеми. Работа закипела....
Через пол часа когда Берген уже в дымке был, суета поутихла и кинулся наш Вилли свою обновку искать. Когда боцман просвистел, то Вилли туфли то тут же на палубе и положил....
А как успокоилось, значит, всё, да мы в камбуз поспешили, Вилли как я уже говорил за туфлями. И что же он видит? Лежит на палубе одна туфля. Взял её Вилли в руки стал другую искать, а той и след простыл. Рассерчал Вилли, да как с размаху всего швырнёт туфель оставшийся за борт. Посмотрел чуток вслед, да и пошел, понурив голову в камбуз.
Только завернул он за короб с канатами, а там вторая туфля лежит. То ли кто ботинком в суматохе зацепил, то ли канатом подтянуло, но лежит себе, цель целёхонек. Вилли к другому борту метнулся, с того с которого первую туфлю в море закинул. Глазами искать стал. Да где там... И след простыл. Так с одной туфлёй и с глазами полными слёз явился Вилли в камбуз. Мы даже и спрашивать ничего не стали.
А когда уже отошёл Вильям от потери, то рассказал нам всё за кружкой пива в одном из баров на Лофутуне.
Вот таким он запомнился мне Вильям Виль.

Ингрид Стофф.

Ингрид Стофф, Парквейн, 14, 6786345. Ингрид моя соседка. Личность в городе известная и уважаемая. И не смотря на то, что она занимает весьма высокую должность в городской управе, остается, как и раньше общительной и простой девушкой. Хотя какая она уж девушка, коль ей и годков то уже за пятьдесят перевалило. А те времена, когда она была молоденькой и весёлой кокеткой ушли в безвозвратное прошлое. Помню как Ингрид, тогда ещё молоденькая девушка уехала учиться в Осло. Там она познакомилась с сыном Бернта Брюгга. Бернт в те времена был лучшим и дорогостоящим адвокатом. Вот с его сыном она там и познакомилась. Как его звали то.... Уф, запамятовал. Мартин кажется. Мартин запал на Ингрид по серьёзному. У них там романчик, какой то закрутился нешуточный. Настолько нешуточный, что Ингрид даже прислала своему отцу, старикашке Фреду, письмо, что она собирается замуж за этого самого Мартина. И Фред в потпитии орал на всю "Кайю", что он скоро породнится с самим Бернтом Брюггом. На следующий день уже весь город только и говорил об этом. Юный Томас Дал, даже чуть не лешил себя жизни из-за этого. Томас давно сох по Ингрид и имел нешуточные виды на неё. А этот старый пьянчужка, Фред, орал, дыша Томасу в лицо перегаром, что всякие там мелкие лавочники не пара для Ингрид.
Потом, что-то там расстроилось у Ингрид с Мартином и всё затухло.
Ингрид вернулась в наш богом забытый городок и даже не вспоминала об Осло. Что там у них не получилось долгое время оставалось загадкой. Возможно, кого и ело любопытство, но вопросов не задавали, а сама она ничего не рассказывала. Через пару лет она вышла за Томаса и зажили они счастливо.
И только спустя много лет, уже после того как старый Томас ушёл из жизни, на одной из вечеринок, слегка датая Ингрид поведала нам всё.
Оказывается и в самом деле отношения между ней и Мартином зашли настолько далеко, что заговорили о свадьбе. И Мартин даже пригласил её к себе в Берум, что бы познакомить с членами семьи. Бернт организовал по этому поводу грандиозный ужин на котором присутствовали всё почтенное семейство, включая некоторых дальних родственников.
Ингрид держалась, как могла, что бы не упасть в грязь лицом. После того как все перезнакомились и уже расправились с горячим, а дело подошло к кофе и морожному, все перетекли на веранду. А дом, надо отметить, по словам Ингрид, у Бернта Брюгга был шикарным и богато отделанным, ну и веранда была подстать всему дому. Рассевшись в удобных шезлонгах, в ожидании сладкого, беседа пошла о театре и музыке. Ингрид же хоть и робела в душе, но внешне держалась превосходно.
И пока гости и хозяева предавались светским беседам, она решила сходить в уборную, что бы поправить причёску, ну и всё остальное. Тем более, что после столь сытного и изысканного ужина кишечник бедной девушки требовал скорейшего опустошения. Ингрид извинившись, покинула общество и вошла в дом, где без труда нашла уборную. Войдя в уборную, она крайне удивилась, что из уборной очень хорошо просматривается веранда и прекрасно слышны голоса всех на ней присутствующих. Окинув взглядом это огромное окно, и не понимая чудачеств современных архитекторов, сняла трусы и уселась на унитаз. Кишечник был рад столь удачному решению проблемы давления, и газы громко вырвались на свободу....
Все присутствующие разом замолкли и в едином порыве повернули головы в сторону сидящей на унитазе Ингрид.
Наступила полная тишина, длиной не менее минуты. Наконец Бернт Брюгг нарушил паузу словами: "Милочка! В нашем доме принято двери в уборную закрывать", и потом обращаясь к присутствующим "Ох, уж эта современная молодёжь. Свобода нравов, понимаете ли у них".
Красная от стыда Ингрид не знала, куда ей деться. И так и не доделав своих важных дел вскочила и вылетела пробкой из туалета. Естественно, что к гостям она больше не вернулась, а поспешила покинуть этот дом.
Мартин ещё приезжал к ней и просил прощение, за то, что он не объяснил ей тонкостей устройства туалета. Оказывается, архитектор спроектировал дом так, что в уборную можно было попасть как из дома, так и с улицы. Для удобства. А двери со стороны улицы сделаны были, так же как и в купе, то есть выдвижными....
Никакие уговоры со стороны Мартина не помогли, и Ингрид на отрез отказалась не только от замужества, но и от любых встречь.
"К чему мне родственники, у которых две двери в туалете" - сказала она, заканчивая свой рассказ.
Вот такая история.
Ох, чёрт, что же сон то не идёт?

АЛИ МОХАММАД

Мохаммад Али, Идритсвейн, 32, 6788950. В году 1979, коль память мне не изменяет, в городке нашем первые иностранцы появились. Мы до тех пор негров то лишь по телевизору видели. А тут мало того, что иностранец, так ещё и чёрный, что зимняя ночь.
Приехал он к нам с семьёй. Женой и парой ребятишек. Как в город идут, так все на них пялятся, пальцем показывают. Мальчишки, вот народ бесшабашный, следом бывало бегут и ржут. А Али с женой, он то чуть впереди, а она позади, да детишки за юбку цепляются. Идут, бывало, улыбаются, а зубы то белые.
Али мужиком то толковым оказался, не то что нынче прибывают, всё на лету хватал. За пару лет язык схватил так, что и не отличишь, то ли норвежец с тобой по телефону говорит, а мож швед какой. Школу закончил, специальность свою подтвердил, а он то в Африке инженером по строительству работал, да и работу получил. Фирма в которую Али попал из Тромсё была, "Братья Дал" называлась, да что была, она и сейчас есть. Получил Али работу, да в Тромсё и уехал. Месяц на работе, неделю дома. А коль на улице встретишь, так всё с семьёй. Год он в Тромсё работал, а мож и два, сейчас то и не припомню. Мы как то с Хансом Хансоном, в Тромсё ездили, так к Али заходили. Бутылочку "Акевита" на троих разделили. Али то за столом и рассказал, что братья Дал получили контракт в Осло на строительство гостиницы ли, центра ли торгового, что возможно придётся ему видимо туда ехать, так как ему предложили строительство возглавить.
Месяца через полтора, забрал Али семейство, попрощался с приятелями, вещи упаковал, да и укатил.
В Осло назначили его старшим инженером на строительстве гостиницы многоэтажной. Али взялся за дело, аж весь в работу ушёл. И в газете про него писали, да и по телевизору показывали, я сам то не видел, мы тогда на треску ходили, а в море то какой телевизор.
Наши то, из городка, как в Осло едут, так сразу к Али звонят, бывало. А Али и встретит и на ночлег устроит, да и город покажет. Народ из Осло возвращался, так про Али только и говорили.... Ещё бы. Али по карьерной лестнице как космонавт взлетал.
А уж братья Дал в нём души не чаяли. И материалы то он бережёт, и все сроки строительства опережает. Надо сказать, что Али имел свою методику ведения строительства, ещё с прежних лет. Вот эту методику он использовал. Начальству о таких мелочах не сообщал.
И вдруг, что гром в летнюю ночь, Али возвращается обратно в наш городок. Состарившийся и поникший, какой то. Сняли Али с работы.
Что да как мы уж позже узнали из газет и телевиденья. Оказалось, что при строительстве Али отчудил очень не вероятную штуку. Как и положено, в любом строительстве сначала фундамент подготовили, подвал под гараж заделали и стали стены возводить. Стены возводятся, начальство подъезжает, проверяет, по стройке бродит. Братья Дал собственно заявлялись пару раз. Все довольны. Заказчик даже банкет, какой то закатил, на радостях значит, что строительство так быстро и ладно продвигается. Али герой.
Гром грянул неожиданно, когда уже стены до уровня двадцатого этажа возвели и пора было о крыше подумать. О крыше подумали и ужаснулись. Стены то возвели. Межэтажные перекрытия перекинули. И даже в гараже уже керамической плиткой стены выкладывать принялись.... А вот кран то башенный убрать из здания и позабыли. Так и строили, монолитом стены заливая, да кран замуровывая. Крановщик, что на кране том работал, однажды поинтересовался у Али по поводу своего орудия труда, но Али лишь отмахнулся, типа не твоя забота. Ну, а крановщику то что, коль босс говорит, что всё идёт по лишь ему известному плану, то значит, так оно и есть. Вот до двадцатого этажа и залили. Залить то залили, а когда Али у выше стоящего начальства второй кран попросил, то те очень удивились. Какого тролля ему второй башенный кран понадобился, что он там с двумя кранами делать собирается.... Али объяснил, что мол тот кран, что в здании будут демонтировать, да через верх вынимать при помощи второго....
Старшего брата Дал увезли на скорой, а младшего кое как удержали от грехопаденья, он Али серебряной пепельницей порывался череп разбить.
Дело в том, что те башенные краны этой конструкции весьма надежные и зарекомендовавшие себя с самой хорошей стороны имели один несущественный недостаток, их нельзя было разобрать внутри помещения, а это значит, что работать они должны лишь с внешней стороны здания. Но Али то этого не знал. Он знал всё, но этого не знал.
Его уволили. Одну из построенных стен пришлось разрушать. Строительство затянулось на лишние два года. Фирма братьев Дал потеряла все заказы и вернулась в родной Тромсё.
А Али ушёл в себя и почти не выходил из дома. С работой у него не клеелось, ещё бы, все же знали эту историю. Года три Али на социальном пособии сидел, а потом старый булочник Ханс сжалился над ним и взял его к себе в пекарню, где он до сих пор и работает.
А гостиницу ту я видел, так себе куб из бетона и стекла, только весь вид старого доброго Осло испортила.
Али сняли. Выкинули.
Норвегия - Дания, 2004 июль

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

© Copyright Сафин Эд

Tuesday, April 21, 2009

Когда уходят музыканты,

то как правило, сообщения оь этом я принимаю близко к сердцу... Даже если с тем или иным покинувшим нас музыкантом и не был знаком.
Что-то сжимается...
А уж уход тех с кем общался, когда помнишь человека молодым и здоровым....

Я тут в Инете сидел как-то и на память набирал имена....
Вот что получилось:

Науменко Михаил - Майк Науменко
Лидер группы "Зоопарк", поэт, музыкант.
Дата рождения: 18.04.1955
Место рождения: Ленинград
Дата смерти: 27.08.1991
Место смерти: Ленинград

Алекса́ндр Никола́евич Башлачёв
Поэт, автор и исполнитель песен.
Один из самых ярких представителей русского рока.
Родился: 27 мая 1960, Череповец, РСФСР
Ушёл: 17 февраля 1988, Ленинград, РСФСР


Игорь "Его́р" Ле́тов
Родился: 10 сентября 1964 в Омске
Ушёд: 19 февраля 2008 там же
Настоящее имя: И́горь Фёдорович Ле́тов — рок-музыкант, поэт,
лидер панк-рок группы «Гражданская оборона», один из основоположников сибирского панк-рока.
Младший брат известного музыканта-саксофониста Сергея Летова, с которым также творчески сотрудничал.


Я́на Станисла́вовна Дя́гилева (Я́нка)
Родился: 4 сентября 1966 (Новосибирск)
Погибла ок. 9 мая 1991) — рок-певица, поэтесса, автор песен,
участница панк-рок групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др.
Одна из самых ярких представителей сибирского андерграунда конца 1980-х годов.


Андpей "Свин" Панов
Родился: 20.03.60 в Ленинграде
Ушёл: 20 августа 1998
В полдень Свин умер на больничной койке от банального перитонита, вызванного запущенным аппендицитом и
был похоронен 24 августа на кладбище Петербургского Крематория. Свина поистине можно считать как дедешкой, так и папой советского панк-рока...

Алекс "Оголтелый" Строгачёв
Родился: 6 апреля 1962
Ушёл: 16 сентября 2005
Настоящее имя — Александр Львович Строгачев- лидер рок-группы «Народное ополчение».
Начинал музыкальную карьеру бас-гитаристом в панк-группе «А.У.». За годы существования
«Народного ополчения» в группе отыграло более 200 музыкантов.
Алекс — яркий представитель питерской школы пост-панка. Группа существовала более 20 лет и записала множество альбомов.

Григорий Сологуб
Родился: 19 июля 1961 году в Ленинграде
Ушёл: 28.02.2009
Звезда Григория Сологуба взошла молниеносно, после того как в 1982 году группа "Странные игры"
вошла в состав Ленинградского рок-клуба и в 1983 году стала лауреатом Первого рок-клубовского фестиваля на сцене
Дома народного творчества на Рубинштейна. Фонтанка.Ру 10:18
В 1992 году Григорий Сологуб принимал участие в группе "Израиль", созданной автором проекта
"Народное ополчение" Алексом "Оголтелым" Строгачевым.
Григорий играл в группах "Игры", "Поп-Механика", "Народное ополчение", Deadушки.

Ви́ктор Ро́бертович Цой
Родился5 21 июня 1962, Ленинград, район Купчино
Погиб: 15 августа 1990, шоссе неподалёку
от Тукумса, Латвийская ССР) — советский рок-исполнитель 1980-х, лидер группы «Кино».

Серге́й Анато́льевич Курёхин
Родился: 16 июня 1954, Мурманск
Ушёл: 9 июля 1996, Санкт-Петербург
Музыкант-авангардист, джазовый музыкант,
композитор, актёр, создатель и руководитель группы «Поп-механика».

Рикошет (настоящие имя и фамилия Александр Аксёнов
Родился: 3 сентября 1964, Ленинград
Ушёл: 22 марта 2007, Санкт-Петербург
Советский а затем российский музыкант, наиболее известный как лидер группы «Объект насмешек».


Андрей Игоревич (Дюша) Романов
28 июля 1956, Ленинград — 29 июня 2000, Санкт-Петербург) — советский и российский рок-музыкант, более всего известный в качестве участника рок-группы «Аквариум».

Александр Вальтерович Куссуль
Родился: 25 июля 1963
Погиб: 6 августа 1986
Советский музыкант.
Закончил консерваторию, работал в оркестре Театра музыкальной комедии, но больше всего известен как скрипач рок-группы «Аквариум» в 1984—1986 годах.
Для его техники игры было характерно, в том числе, использование микротонов и необычное для европейской музыки построение фраз, заимствованные из техники игры на скрипке музыкальной школы карнатака (Южная Индия).
Летом 1986 года отправился с театром на гастроли и 6 августа утонул, переплывая Волгу. Куссулю был посвящён альбом «Десять стрел», вышедший вскоре после его смерти.


Александр Борисович Кондрашкин
Родился: 23 ноября 1956, Ленинград
Ушёл: 9 июля 1999, Санкт-Петербург
Известный советский и российский барабанщик.
Играл в группах "Пикник" (1979-81), «Аквариум» (1981-83), «Странные игры» (1981-1985), «Джунгли» (1985-87) , «АВИА» (1985-90), «Мануфактура» (1983-84), «Тамбурин» (1981-83(?), «Зарок», "Объект Насмешек" (1985-87), «Восток-1», «Чиж и Ко (1993-94)», «Стандарт», «Клуб кавалера Глюка» (1994-95), «BRAIN DRAIN», в проекте, который организовал Сергей Курёхин, «Поп-механика» (в Большой и в Малой), в джазовых проектах Сергея Летова, собственном «Toys & Noys» и других.
Александра Кондрашкина считают лучшим барабанщиком Ленинградского рок-клуба, что доказывают его талант и универсальность.


Серге́й Миха́йлович Щурако́в
Родился: 23 февраля 1960
Ушёл: 7 августа 2007
Советский и российский рок-музыкант.(Аквариум)


Алексе́й Льво́вич Хвосте́нко, он же Хвост
Родился14 ноября 1940, Свердловск
Ушёл: 30 ноября 2004, Москва — русский поэт-авангардист, автор песен, художник.
Сочинил более 100 песен и несколько пьес в соавторстве с Анри Волохонским (под общим псевдонимом А. Х. В.).Хвостенко был первым исполнителем песни «Город золотой» на слова Анри Волохонского и музыку Владимира Вавилова, прозвучавшей затем в исполнении Бориса Гребенщикова в фильме С. Соловьёва «Асса». С середины 1990-х выступает с концертами и выпускает альбомы в России. В частности, записал несколько альбомов с группой «АукцЫон».


Илья́ Вале́рьевич Корми́льцев
Родился:26 сентября 1959, Свердловск
Ушёл:4 февраля 2007, Лондон
Известный российский поэт, переводчик с английского, итальянского, польского и французского языков, музыкальный и литературный критик, главный редактор издательства «Ультра. Культура» (2003—2007). Основной автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус».

Ю́рий Никола́евич Клински́х (Хой)
Родился: 27 июля 1964, Воронеж
Ушёл: 4 июля 2000, Воронеж
Российский музыкант, поэт, композитор, основатель и лидер рок-группы «Сектор Газа».

Константэ́н Григо́рьев
Родился: 21 мая 1968, Омск
Ушёл: 22 декабря 2008, Москва
Настоящее имя: Константи́н Андре́евич Григо́рьев) — русский поэт, участник Ордена Куртуазных Маньеристов (Командор-Ордалиймейстер и Магический Флюид Ордена), один из основателей московской рок-группы «Бахыт-Компот», член Союза Писателей России.

Алексей «Полковник» Хрынов
родился 6 апреля 1965 г. В г. Дзержинск Горьковской области
Умер 12 сентября 2008 г.
Лидер группы "Полковник и однополчане", поэт, музыкант


Морозов, Юрий Васильевич
Родился 6 марта 1948 года в Белогорске как музыкант начинал в 1968 году в группе «Босяки» из Орджоникидзе
Умер 23 февраля 2006 года в Санкт-Петербурге.
Как музыкант начинал в 1968 году в группе «Босяки» из Орджоникидзе
Творчество Морозова во многом предвосхитило феномен «магнитофонной» культуры и предопределило некоторые тенденции её развития в 70-80-е годы. Помимо собственных 58 альбомов записывал многие известные группы и музыкальные коллективы: «Август», «Земляне», «ДДТ», «Тамбурин», «Яблоко», «Аквариум», «Форум», дуэт «Зикр», дуэт Гайворонский — Волков, «Облачный край», уже упомянутых «Чиж & Со» и многих других исполнителей (несчётное количество).
Похоронен на Серафимовском кладбище.

Года два или


три тому назад я впервые написал о том, что самой большой ошибкой нынешних властей, в конечном счёте могущих привессти к росту национального экстремизма и затем к возможному распаду страны, является сокращение национальных школ и количества национальных культурных центров в регионах где компактно проживают представители той или иной нации. Были тогда и отзывы, что это полная чушь, что мол коль живут в России то пусть по русски учатся... (ещё одна огромная ошибка).
Однако видимо нынешнее руководство слишком занято своими вкладами и собственной, нынешней властью и играми за неё, что не удосужится подумать о будущем.
Хотя на мой взгляд всё очень просто... особенно в в данный момент, когда во дворе не только весна, но и ещё и экономический кризис, и недовольства по всей стране набухает как бутон у чайной розы. Открытие национальных школ могло бы стать некой крышечкой у закипающего чайника...
Как и предсказывалось, рано или поздно но должно было произойти то что сейчас происходит...
"В Казани объявлено о начале всероссийского сбора подписей за придание татарскому языку статуса второго государственного. Об этом заявил председатель бюро Всемирного форума татарской молодежи, один из координаторов республиканского движения "Узебез" ("Мы сами") Руслан Айсин.
Отряды сборщиков подписей формируются без привлечения каких-либо средств, только с помощью местных татарских организаций. Однако, по словам Айсина, подписи под обращением ставят не только татары, но и представители других национальностей. Потому что не только татарам хочется, чтобы "Россия стала демократичным и толерантным государством - избавилась от пережитков имперской идеологии, фашизма и перестала быть тюрьмой народов".


И как мне кажется это требование весбма и весьма закономерное. И введение татарского (башкирского. марийского и так далее) языка, как второго государственного языка это нормальный шаг для нормального развития многонационального общества. Возможность построить аристократическое общество в котором меньший процент национальных меньшинств будет чувствовать себя равноправным гражданином страны.
Если же попытаться от проблемы этой отмахнуться или вообще ввести поправки к Конституции, типа "все мы жители единого Российского Государства", то рано или поздно национальный вопрос рванёт с силой которую уже будет невозможно успокоить лишь "приоткрыванием крышечки у чайника".
И этот взрыв может привести к десяткам конфликтов "а-ля Чечня"

Monday, April 20, 2009

Тема: Фоторгафии

Сегодня узрел статью и фотоальбом о выставке "Парижане во время оккупации"



В статье написано о том, что эти фотографии являются позором Франции

Оно и понятно... В мире война, которая как гигантская мясорубка перемалывает человеческие жизни, а "подлые парижане" в кафейнях прохлаждаются, да к тому же ещё и за модой следят... И по-фигу им захватчики.


Там же есть и другая подборка - "Жизнь в оккупированных немцами городах - Киев, Минск, Смоленск"
Это Киев... Страшно.


И там же третья подборка - "Цветная Россия глазами немецкого солдата"


Существенная разница от предыдущего альбома.
Женщины судачат, мамка с дитятей, семья прогуливается, барышни - красавицы. Прелесть просто...
Думаю такие фото и публиковали в берлинских СМИ того времени, когда писали о России.

Я это к тому, что кажлый видит только ту сторону которую хочет видеть... или которую ему заказывают.
Как-то всё односторонне... Ещё пару лет работы "зачищяющих" и не найдёшь в интернете фотографий ГУЛАГА, как сейчас практически нет возможностей найти других фото о СССР, кроме как тех что из газет "Правда" и "Труд".
Всё зыбко... Например, как не вспомнили о дне рождения Хрущёва, а ведь как не крути, но он своими послаблениями дал толчок движению Шестидесятников, а это и Булат Окуджава и Александр Галич, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Юрий Визбор и Кира Муратова и братья Стругацкие и Владимир Высоцкий... то есть сотни тех кто и стал новой классикой, пришедшей из СССР.
И можно сделать так: что не заметят простые граждане такого страшного юбилея ГУЛАГА. 15-го апреля 1919-го года. Именно этим числом было подписано постановление ВЦИКа о создании  нового учреждения в рамках НКВД - Центрального управления лагерями принудительных работ (ЦУЛПР). В официальных документах оно имело и другое название: «Главное управление принудительных работ (ГУПР). А со временем громоздкая аббревиатура  упростилась до ГУЛАГа (Главное управление лагерей).

....................................................................................................................................................................................................................................

Все фото с сайта http://svpressa.ru/
Альбом о парижанах можно посмотреть здесь:  http://svpressa.ru/issue/photo.php?id=6743
Альбом об окупации Киева, Минска и Смоленска : http://svpressa.ru/issue/photo.php?id=7611
Альбом с фотографиями немецкого солдата: http://svpressa.ru/issue/photo.php?id=7613

Friday, April 3, 2009

Война и миф.

Война и миф. "Нет и не было войн справедливых" ("Delfi", Литва)
Андрей Пуговкин

Автор статьи принадлежит к поколению, чьи родители в полной мере прошли через тяготы Второй мировой войны, а их близкие почти все погибли на фронте или во время ленинградской блокады. Естественно, что в доме часто вспоминали о войне. Довольно рано я заметил, что рассказы участников событий сильно отличаются от того, говорится в исторических книгах, фильмах и телевизионных передачах.

Позднее, по прочтении книг, изданных в других странах, открылась еще одна, третья, картина. Три истории противоречили друг другу во всем, кроме оценки преступной природы нацистского режима. Ее не отрицали даже бывшие гитлеровские генералы. Вопреки распространенному в России мнению, итоги II Мировой войны нигде в мире вслух не оспариваются. Если не считать маргинальных неонацистких сайтов в Интернете, на эту тему публично высказывают неудовольствие разве что в Индии и некоторых арабских странах.

Практически все западные источники согласны в одном: то, что происходило в Европе и на зависимых от нее территориях в 1914 - 1945 годах, было общим несчастьем, тридцатилетним противоестественным отклонением от нормального хода истории. Трагической кульминацией этой катастрофы стала II Мировая война. 'Все становилось лучше и лучше. В таком мире я был рожден. Внезапно и неожиданно, в одно утро 1914 года, все пришло к концу', - вспоминал бывший британский премьер-министр Гарольд Макмиллан. О том же писал и первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр: '...до 1914 года на этой земле были мир, покой и безопасность... С 1914 года из жизни людей исчезли и безопасность, и спокойствие'.

Партнеры



Европа бесконечно дорожит столь дорого доставшимся ее народам пониманием того, что высшей абсолютной ценностью является не державное величие и не государственные интересы, а каждая отдельно взятая человеческая жизнь. Единственный способ жить дальше по осмыслению итогов II Мировой войны жителям демократических стран видится в невосприимчивости к оборонному сознанию, имперской идеологии как таковой. Собственно, ради этого возник Европейский Союз. Его появление, наконец, сделало обе мировые войны предметом внимания историков, а не политиков.

Четверть века назад казалось, что к пониманию того же идет и наша страна. 'Человечество начинает осознавать, что оно отвоевалось', - заявил тогда в Вашингтоне Михаил Горбачев. Казалось бы, и у нас интерес к событиям почти семидесятилетней давности должен постепенно смещаться в сторону протокольного возложения венков к памятникам и научных изысканий. Но для этого требуется общественный консенсус по отношению к общему прошлому и будущему. Такое согласие имеется в европейских странах, включая даже Польшу, где война коснулась буквально каждой семьи и оставила воспоминания о себе ничуть не менее тяжелые, чем в России. В нашей стране подобного консенсуса нет. Поэтому события войны у нас являются объектом не только исторических исследований, но и политической публицистики, в которой события и человеческие поступки минувшей исторической эпохи поневоле оцениваются с позиций сегодняшнего дня.

Те, кто бывает по западную сторону российской границы, видят идеальную сохранность почти никем не посещаемых военных монументов и мемориальных захоронений. В России безобразное состояние таких памятников сочетается с регулярным проведением вокруг них многолюдных экзальтированных мероприятий. Чем дальше уходит война, тем помпезнее и фальшивее становятся церемонии по поводу ее годовщин. Чуть ли не единственное важное связанное с этим государственное дело - принятие пакета законов о повышенном пенсионном обеспечении участников войны, было сделано в первую половину трудных 1990-х. А вот апофеоз юбилейной помпезности и фальши наступил в куда как более благополучные 2000-е. К счастью, среди живых участников событий это нравится далеко не всем.

Записки сержанта

Вынесенная в подзаголовок цитата заимствована из воспоминаний члена-корреспондента Академии Художеств Н.Никулина. Автор книги, призванный на фронт прямо со школьной скамьи, сразу же оказался в самом пекле кровавых боев на Волховском фронте, возле станции Погостье. Там, примерно в одних и тех же местах, он воевал с конца 1941 по начало 1944 года, а потом с боями дошел до Берлина, получив четыре ранения и несколько боевых орденов.

Очень редко бывает так, что произведение, изначально не предназначенное автором для печати, приобретает общественную значимость. Фронтовые воспоминания отставного сержанта ранее публиковались лишь отрывками на страницах газет. Тем не менее, 30-летняя самостоятельная жизнь рукописи сделала ее достаточно широко известной. По словам директора музея Михаила Пиотровского, 'тихий и утонченный профессор выступает как жесткий и жестокий мемуарист. Он написал книгу о Войне. Книгу суровую и страшную. Читать ее больно. Больно потому, что в ней очень неприятная, правда'.

Солдатские воспоминания - нетипичный вид исторической литературы: 'Обычно войны затевали те, кому они меньше всего угрожали: феодалы, короли, министры, политики, финансисты и генералы. В тиши кабинетов они строили планы, а потом, когда все заканчивалось, писали воспоминания, прославляя свои доблести и оправдывая неудачи. Большинство военных мемуаров восхваляют саму идею войны и тем самым создают предпосылки для новых военных замыслов. Тот же, кто расплачивается за все, гибнет под пулями, реализуя замыслы генералов, тот, кому война абсолютно не нужна, обычно мемуаров не пишет'.

Большинство новобранцев верило Сталину несопоставимо больше, чем сейчас их сверстники верят руководству России. Они были убеждены в боеспособности армии и профессионализме ее командиров. Что же их ожидало?

Неподготовленная к войне, потерявшая в предвоенном терроре более 40 тысяч офицеров и генералов, Красная армия расплачивалась тем, чего в России никто никогда не берег: 'Солдаты всегда были навозом. Особенно в нашей великой державе и особенно при социализме. [...] Если бы немцы заполнили наши штабы шпионами, а войска диверсантами, если бы было массовое предательство, и враги разработали бы детальный план развала нашей армии, они не достигли бы того эффекта, который был результатом идиотизма, тупости, безответственности начальства и беспомощной покорности солдат'.

Замечено, что самые нелицеприятные воспоминания о войне сохранили те ветераны, у которых, подобно Н.Никулину потом состоялись успешные 'гражданские' биографии. Многие из них искренне хотели бы отделаться от призрака войны, которая, как заметил на склоне лет бывший морской пехотинец и известный поэт Григорий Поженян, 'и живым, и мертвым надоела'. Но для миллионов других наших соотечественников пережитый в юности кровавый кошмар так и остался единственным ярким воспоминанием за всю их безрадостную жизнь.

Бывший сержант Никулин - человек высокой культуры и художественного вкуса. 'Хранитель прекрасного и знаток высоких ценностей, - пишет в предисловии Михаил Пиотровский, - он особо остро и точно воспринимает ужасы и глупости войны. И рассказывает о них с точки зрения мировой культуры'. Эта книга - не о героических подвигах, а о том, как отвратительна любая война. Даже если ее называют Великой Отечественной: '...Я обратился к бумаге, - пишет автор, - чтобы выскрести из закоулков памяти глубоко засевшую там мерзость, муть и свинство, чтобы освободиться от угнетавших меня воспоминаний'.

Проза Н.Никулина образна, точна и безжалостна: 'Война - самое большое свинство, которое когда-либо изобрел род человеческий, [...] война всегда была подлостью, а армия, инструмент убийства - орудием зла. Нет, и не было войн справедливых, все они, как бы их ни оправдывали - античеловечны'. По уровню воздействия на читателя эта книга стоит в ряду с лучшими антивоенными произведениями мировой литературы. Заслуженное место таких книг - в школьных программах и хрестоматиях. Тогда всем станет ясно, что воспитание подрастающего поколения бывает военным, а бывает - патриотическим, но эти слова ни в коем случае не следует писать через дефис.

Нериятная правда

Политическая эксплуатация военной темы началась далеко не сразу. В 1965 г., после отставки крайне непопулярного в армии Никиты Хрущева, новые правители прагматично решили использовать празднование 20-летия Победы как пропагандистскую патриотическую 'подпорку' для самих себя. Известны документы о распределении задач в этой, поначалу заурядной и 'проходной', идеологической кампании между аппаратом ВЛКСМ, армейскими политорганами и КГБ.

Неожиданно для самих функционеров 'проект' получил перспективу на долгие годы. Как точно заметил американский историк, войну, в конце концов, цинично превратили 'из национальной травмы в пропагандистский миф о победе социализма над капитализмом, культ со своими святыми, сакральными реликвиями и специальным туризмом'. Его составной частью стала осторожная, 'ползучая' реабилитация Сталина, преувеличение и приукрашивание его роли в разгроме Германии.

Отправление подобного культа было бы политически беспроигрышным делом, если бы время от времени не появлялись книги, которые продолжают традиции исторических трудов Михаила Геллера и Александра Некрича, художественной прозы фронтовиков Виктора Астафьева, Василя Быкова, Виктора Некрасова. Их авторы показывают войну тем, чем она была прежде всего - величайшим несчастьем и национальной трагедией.

'Война, которая велась методами концлагерей и коллективизации, не способствовала развитию человечности, - пишет Н.Никулин. - Солдатские жизни ни во что не ставились. А по выдуманной политработниками концепции, наша армия - лучшая в мире, воюет без потерь. Миллионы людей, полегшие на полях сражений, не соответствовали этой схеме. [...] Их сваливали, как падаль, в ямы и присыпали землей похоронные команды, либо просто гнили они там, где погибли'.

Помню, как подростком, летом 1966 г. я отдыхал с родителями в пансионате 'Дюны', в каком-нибудь получасе езды от питерского Финляндского вокзала. Не в забытых Богом болотах, а на кухонных задворках приморской здравницы, в редком и ровном сосновом лесу, тут и там все еще валялись кости вперемежку с лохмотьями красноармейского обмундирования - следы чуть ли не единственного за всю войну кровопролитного боя, случившегося в тех местах летом 1944 года. Даже тогда, после успешного советского наступления никто не удосужился подобрать и по-человечески похоронить тела погибших. Просто участок местности огородили, объявили военным полигоном и никого туда не пускали до тех пор, пока не придумали строить пансионат на берегу Финского залива.

Трудный разговор

В моем кабинете на полке стоят приобретенные по случаю немецкие каминные часы фирмы Haid. Такими недорогими и практичными часами до сих пор завалены мастерские и комиссионные магазины на всей территории бывшего СССР. Когда понадобилась реставрация, выяснился поразительный факт: подобные изделия никогда не поставлялись в Советский Союз ни по импорту, ни по репарациям. Все они прибыли сюда после войны в чемоданах, посылках и вещевых мешках, будучи предварительно добыты посредством обыкновенного грабежа.

В 1945 году для многих фронтовиков стали тяжелой травмой безобразные сцены повального, поощряемого командованием, насилия над мирным населением и мародерства на территории оккупированной Германии. Глава, посвященная данной теме, в воспоминаниях Н.Никулина, озаглавлена: 'Мое поражение во II Мировой войне'.

О том же - страшные воспоминания отставного лейтенанта, поэта и художника Леонида Рабичева [Л.Рабичев. Война все спишет. 'Знамя' 2005, ?2; 'Аввалон' М.2008. 560 с.]: 'Три больших комнаты, две мертвые женщины и три мертвые девочки, юбки у всех задраны, а между ног донышками наружу торчат пустые бутылки. Я иду вдоль стены дома, вторая дверь, коридор, дверь и еще две смежные комнаты, на каждой из кроватей, а их три, лежат мертвые женщины с раздвинутыми ногами и бутылками, и так в каждом доме. [...] Наши танкисты, пехотинцы, артиллеристы, связисты, [...] позабыв о долге, чести и отступающих без боя немецких подразделениях, тысячами набросились на женщин и девочек. [...]

Женщины, матери и их дочери, лежат справа и слева вдоль шоссе, и перед каждой стоит гогочущая ватага мужиков со спущенными штанами. Обливающихся кровью и теряющих сознание оттаскивают в сторону, бросающихся на помощь им детей расстреливают. Гогот, рычание, смех, крики и стоны. А их командиры, их майоры и полковники стоят на шоссе, кто посмеивается, а кто и дирижирует - нет, скорее, регулирует. Потрясенный, я сидел в кабине полуторки, шофер мой стоял в очереди, и я понимал, что война далеко не все спишет. А полковник, тот, что только что дирижировал, не выдерживает и сам занимает очередь, а майор отстреливает свидетелей, бьющихся в истерике детей и стариков. [...] Я был командиром взвода, меня тошнило, я смотрел как бы со стороны, но мои солдаты стояли в этих жутких преступных очередях, смеялись, когда надо было сгорать от стыда, и по существу совершали преступления против человечества'.

Происходили ли сопоставимые эксцессы во время наступления германской армии? Происходили многократно, и это хорошо известно. Но они получили должную оценку и были осуждены даже теми рядовыми военнослужащими, которые принимали в них участие. Тем более, никому не приходит в голову их замалчивать или отрицать. В войсках антигитлеровской коалиции с побежденными не церемонились нигде, но на Западе описанным выше образом вели себя разве что полудикие марокканские 'спаги' - арабские и берберские наемники, которые прошлись по Италии в составе французской армии.

За единичные подобные эпизоды персонально отвечают отдельные военнослужащие. Но когда подобное приобретает массовый характер, вина ложится на верховное командование и персонально на руководителей государства. Говорят, что когда о насилиях и грабежах доложили Сталину, он ответил: 'Пусть ребята погуляют'. При этом, если конкретные советские военачальники думали иначе, большую часть безобразий им удавалось пресечь. Тот же Л.Рабичев вспоминает: В апреле месяце моя 31-я армия была переброшена на Первый Украинский фронт в Силезию [...]. На второй день по приказу маршала Конева было перед строем расстреляно сорок советских солдат и офицеров, и ни одного случая изнасилования и убийства мирного населения больше в Силезии не было'.

Насилия сопровождались мародерством. Рядовые солдаты и офицеры грабили простых обывателей. Объекты генеральского интереса были более основательными. Ими становились, например, произведения искусства - от живописи и фарфора до скульптуры с городских площадей. Не отставало и государство. 'Перемещенные ценности' из германских государственных музеев (большую часть которых в 1950-е годы вернули в ГДР) еще можно было с некоторой натяжкой считать военными трофеями. Но как назвать вывоз в СССР, например, ценнейшей коллекции французской живописи - собственности семьи погибшего в гестапо антифашиста графа Й.фон Вартенбурга,? [Костеневич А. Неведомые шедевры. Харри Н.Абрамс Инк. NY-СПб, 1995, 292 с.].

Увы, сержант Никулин и лейтенант Рабичев не имели возможности даже попытаться повлиять на все это. А вот офицеры рангом постарше - армейский переводчик, писатель Лев Копелев, а также известный ученый-генетик Владимир Эфроимсон, служивший в разведке, обратились по команде с рапортами о мародерстве, изнасилованиях и убийствах мирных жителей (В.Эфроимсон докладывал, например, о тысячах женщин, изнасилованных в Берлине советскими солдатами и покончивших после этого самоубийством). 'Неуместная' впечатлительность стоила обоим офицерам лишения боевых орденов и отбытия десятилетних лагерных сроков: одному - за 'пропаганду буржуазного гуманизма и сочувствие к противнику' (так в обвинительном заключении), а другому - за 'клевету на Советскую Армию'.

Окончилась война, и люди, одержавшие победу, но обремененные ее тяжелейшими нравственными издержками, вернулись к мирной жизни. В отличие от побежденных немцев, у них не было комплекса вины. Потом они построили страну, в которой мы живем. Такую, какая она есть. И воспитали детей, то есть нас. Таких, какие мы есть. Это, увы, объясняет многие неприглядные особенности современной российской жизни.

Нацистская Германия потерпела поражение, преступления гитлеровцев были осуждены, а многие виновные заслуженно наказаны вплоть до смертной казни. Но ни преступный характер нацистского режима, ни победа над ним индульгенциями не являются. Чудовищность нацизма - не основание оправдывать бесчинства своих соотечественников или сваливать на немцев абсолютно все преступления, совершенные в годы II Мировой войны. Это поняли, кажется, везде, кроме Российской Федерации.

Все знают, например, что германские оккупационные власти осуществляли геноцид евреев. Но это - не повод отрицать, что инициаторами и исполнителями резни в Львове и Даугавпилсе, массовых расстрелов в киевском Бабьем Яре, каунасских фортах, Змиевской балке возле Ростова-на-Дону, на юге Орловской области и у южных окраин Ленинграда были не пришлые германские нацисты, а их местные пособники. Да и случились перечисленные эксцессы задолго до того, как сами нацисты затеяли 'окончательное решение еврейского вопроса'.

Данная статья - не историческое исследование: перечисленные факты широко известны. На Украине, в Латвии и Литве сразу после получения независимости власти честно признали и осудили участие своих стран в Холокосте. Недавно с аналогичным заявлением выступило руководство Франции, принимая ответственность за действия петеновских коллаборационистов.

В России многие любят поговорить об общем с Украиной и даже Латвией историческом пути в чем угодно, но только не в ответственности за подобные преступления. Более чем сдержанное постановление на эту тему было с безобразным скандалом провалено Государственной Думой. Это лишний раз показывает, что в 1945 году Красная Армия сокрушила германскую военную машину, но, увы, не нацизм. И сейчас на территории России обитает куда больше убежденных нацистов, чем 70 лет назад - в гитлеровской Германии. Н.Никулин как в воду глядел, когда в 1970-х годах писал свои мемуары: 'Шло бессмысленное убийство наших солдат. Надо думать, эта селекция русского народа - бомба замедленного действия: она взорвется через несколько поколений, в XXI или XXII веке, когда отобранная и взлелеянная большевиками масса подонков породит новые поколения себе подобных'.